Меню

Бюджет на исследования у Bell Labs был практически неограниченный, там работали лучшие ученые, а прибыли компании были фантастическими. Ничего не напоминает?

Февраль 5, 2019 - Uncategorized
Бюджет на исследования у Bell Labs был практически неограниченный, там работали лучшие ученые, а прибыли компании были фантастическими.  Ничего не напоминает?

Извините, начну с философии, прочитал вчера вечером и никак из головы не идет.

Компания AT&T (основанная в 1880 изобретателем телефона Александром Бэллом), с 1910-х владела почти всей телефонной сетью в Штатах. Мало того, она владела практически всеми телефонами в Соединенных Штатах. Надпись «собственность Bell — не для продажи» наносилась на корпус устройства прямо на заводе. Бюджет на исследования у Bell Labs был практически неограниченный, там работали лучшие ученые, а прибыли компании были фантастическими.

Ничего не напоминает?

Компании Facebook (Instagram, Whatsapp, etc.) и Google (Gmail, Youtube, Gmaps, Waze, etc.) владеют почти всеми личными данными на планете. Мало того, они запрещают подключать к своему API неофициальные программы, в которых, например, не будет рекламы или которые покажут ленту новостей по другому алгоритму.

В первом абзаце я рассказал только начало истории Bell. После войны произошли два важных события (немецкие магнаты считались одной из причин прихода Гитлера к власти): 1) Государственное решение о картерфонах, после которого стало можно подключать к телефонной сети любые устройства (а не только разрешенные Bell). Благодаря этому закону появились факсы, автоответчики и модемы. 2) В 1974 правительство подало в суд из-за нарушений антимонопольного законодательства и в 1984 компания согласилась разломаться на 8 частей (независимые региональные операторы и отдельно магистраль).

Монополию и её негативное влияние сложно оценить, когда пользователь ни за что не платит; прекрасные Google Maps и отличный Youtube достаются всем жителям земли без денежной оплаты. Но легко представить миллион конкурентов фейсбуку, которые появятся за пару месяцев, если Штаты отменят закон, по которому запрещается использовать данные сайта-источника, если он против. Показательно дело Craiglist v. 3Taps. 3Taps сделали хороший сервис на основе объявлений крейглиста (американский аналог авито) и крейглист замочил их в суде вместо того, чтобы сделать свой сайт лучше. Было ли это в интересах потребителей?

Сейчас GDPR заставляет сервисы предоставить статичную выгрузку данных пользователей по запросу в течении 30 дней. Я верю, человечество дорастет до того, что личная информация пользователей и её производные будут доступны в машиночитаемом формате по API по закону. Понятно, что сервис-первоисточник будет иметь право на «разумную плату», но это будет принципиально отличаться от текущего положения дел. Сегодня нет альтернативных приложений для просмотра фоточек в фейсбуке не потому, что их сложно сделать или у людей нет идей. ФБ запрещает это с помощью юристов.

Интересно, что история повторяется. Сейчас AT&T скупила обратно 11 региональных отделений из 22; политики не чувствую нужды бороться с вертикально интегрированными цифровыми гигантами. Но именно цикличность истории оставляет надежду.

Вдохновлено отличной статьей на Los Angeles Review of Books и обсуждением на HN.




Источник

vkontakte ok whatsapp telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *